ВВЕДЕНИЕ
Где найти те слова, которые передадут весь ужас испытаний, выпавший на долю безвинно пострадавших? Как представителю XXI века и учащейся Епар-хиальной Воскресной школы, которых учат искренности, смирению, любви к ближним, непостижимо и непонятно, как за несколько лет люди стали врагами? Еще в 1917 году все стояли, молились в храме и с улыбкой приветствовали друг друга, а буквально спустя три года эти же храмы разрушили или превра-тили в барак с нарами.
24 декабря 2006 года я, Швецова Анна, в составе группы краеведов Епархиальной воскресной школы отправилась в Лявлю – группа деревень в 40 км от Архангельска, чтобы на месте познакомиться с историей прихода. Как это не грустно, но в ней есть страшные страницы репрессий. И мне предстояло разобраться в данном вопросе.
Работая над темой, читая книгу за книгой, в душе оставались не только чувство жалости к погибшим, замученным и выстоявшим, но и нарастало чувство внутреннего ропота, бессилия, непонимания многих сторон бытия в период репрессий. Волна потрясения долго не успокоится в моей душе, да и в душе каждого столкнувшегося с историей этой кровопролитной эпохи.
Вопросы, вопросы… сплошные вопросы… Почему одни становились предателями, а другие шли до конца, не нарушив понятия достоинства. Как тонка та грань, где решается конкретная судьба. Кто ты? «Враг народа», но чист душой и не нарушил законов нравственности, заповедей Божьих?! Или ярый приверженец, системы коммунизма… и в результате человек, проклятый потомками, с нескончаемыми муками в мире ином.
Приоткрывая страницу истории репрессий на территории Лявли, выяснилось, что их невозможно анализировать в отрыве от событий, происходивших в целом в России! Пересылали заключенных – репрессированных через Архангельск, а это мой родной город. От тех далеких времен, в нашем городе, осталось всего несколько храмов. В одном из них – церкви «Всех святых» на Кузнечевском кладбище, я в составе юношеского хора Епархиальной Воскресной школы, принимала участие в Божественной литургии – пела на клиросе. Позднее выяснилось, что именно в нем некогда находился один из пересыльных пунктов, и в храме были нары в восемь этажей.
На Соловках был основан лагерь особого назначения, затем тюрьма, а часть монахов во главе с последним настоятелем выслали по этапу как раз в Лявлю, в глухие леса. Поэтому я обратилась к книге Юрия Бродского «Соловки. Двадцать лет особого назначения», которая потрясла меня подробностями описания концлагерного режима. Именно эта книга навела меня на мысль, что в стране существовала целая система и подобные лагеря были по всей стране. На территории Архангельской области, например, в Пинежском районе располагался КулойЛАГ, границы которого простирались до Лявли.
В книге Николая Васильевича Суханова «На Двину ко Святей Богородице» я глубже познакомилась с Лявленским приходом и местами, куда вывозились репрессированные, где они работали в так называемых «командировках», в самой Лявле размещалась 9-я вахта УСевЛОНа.
Цель моей работы заключалась в обобщении сведений об истории Лявленских «командировок» и мест расстрелов невинных жертв в годы массовых репрессий. Исходя, их этого нужно было решить несколько задач:
1. Познакомиться с историей системы ГУЛАГ, узнать условия быта заключенных, положение различных социальных групп в лагерях, через доступные источники.
2. Посетить места расстрелов в районе Лявли.
В ходе работы я попыталась узнать, что представляла собой система ГУЛАГ, как она функционировала на территории всей страны, а конкретно в Лявле Архангельской губернии. Сколько невинных душ унесла система «перевоспитания людей»? Сотни, тысячи или сотни тысяч, а может миллионы?! Это был другой мир, другие правила – другая эпоха. Эпоха кровопролития, жестокого отношения и несправедливости. Остается только вспоминать тех людей, которые, несмотря на бесчеловечность обращения к ним, сохранили в себе благородное звание – человек.
ГУЛАГ - система "перевоспитания людей"
Революция 1917 года изменила жизнь и в России, и на Севере. Пришло время борьбы с «порочными элементами».
У полярного круга, на острове в Белом море была открыта особая «школа» для перевоспитания своих же соотечественников – военнопленных Гражданской войны. Здесь «постепенно стала отрабатываться организация охраны», практика расстрелов. Обсуждалась вероятность применения отравляющих позоров, «технология захоронения трупов; определялись нормы питания», изучались возможности массового использования принудительного труда».
В 1920 году на острове, на территории монастыря создали концентрационный лагерь, который в 1923 году перерос в СЛОН – Соловецкие лагеря Особого Назначения.
Это была своего рода система для так называемого «перевоспитания людей» и для максимальной прибыли от принудительного труда заключенных. Особое назначение таких лагерей заключалось в том, что в них для «исправления», а не за провинность первоначально изолировались люди, которые представляли угрозу для советской идеи лишь только своим существованием. Большевики уничтожали немедля всех активных противников власти посмевших взять «в руки оружие» – публично высказывать свое мнение. Из приложения к проекту постановления ВЦИК об организации Северных Лагерей: «Северные Лагеря принудительных работ ГПУ организуются в целях необходимой изоляции наиболее опасного в социальном отношении элемента на территории СССР. Лагеря эти имеют СПЕЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – содержание под стражей политических и уголовных преступников, отбывающих наказание по ВНЕСУДЕБНЫМ ПРИГОВОРАМ ГПУ, органов упраздненной ВЧК, а также подлежащих содержанию под стражей по постановлениям Особой Комиссии по административной высылке…» Следовательно, в такие концлагеря заключались те, чье воспитание не скоординировалось с коммунистическим порядком. Руководители системы считали, что ими была создана «фабрика людей» , а многие заключенные называли это предприятие «адстроем» [1], как сказал Михаил Никонов (заключенный Соловецкого лагеря).
Постепенно количество заключенных становилось все больше и больше, такое число людей отправить на Соловки было невозможно, поэтому появилась необходимость организации в других местах подобных лагерей. В книге Юрия Бродского «Соловки. Двадцать лет особого назначения», имеется цитата из газеты «Известия Архангельского губернского ревкома и Архгубкома РКП/б», из которой ясно, что «25 мая 1920 года был организован лагерь в Соловках, а 7 июня начинается организация лагеря в Холмогорах».
Период формирования лагерной системы закончился в 1929 – 1930 годах. К этому времени была сформирована сеть лагерей, которые находились в местах больших строек, например, Беломорканал, или там где прокладывались железнодорожные пути, например, железнодорожная ветка на Мурманск или в местах лесозаготовок. На территории Архангельской губернии в основном шла заготовка леса и вывоз его в Архангельск.
Одной из причин распространения ГУЛАГа являлось получение максимальной прибыли от труда узников, поэтому создавались все новые и новые подразделения, «на материке от Ленинградской области до Мурманска и Урала» . Лагеря находились вне острова, но еще в начале 30-х годов назывались Соловецкими. К осени 1934 года в стране воцарился ГУЛАГ (Главное Управление лагерей).
Первое время Архангельск являлся пересыльным пунктом. Люди посылались одновременно в Пертоминский и Холмогорский лагеря, откуда сбежать было также невозможно, как и с Соловков. Остров располагается в ста шестидесяти километрах от Полярного круга. Из-за своих климатических и географических особенностей считается «районом Крайнего Севера». Иными словами, является одним из самых суровых для жизни областей. Так как Соловки находились в море, сообщение с большой землей до начала XX века, было только в летнее время, поэтому побег был невозможен.
Труд в Особом лагере первоначально имел только «воспитательный» характер под надзором «самоохраны». «Самоохрана» – это бывшие чекисты и бывшие коммунисты, осужденные за уголовные правонарушения, тюрьма для них была администрирование каторгой. Заключенных в лагерях заставляли таскать воду из проруби в прорубь, перекладывать бревна с места на место. Неважно, какое поручение, главное чтобы арестанты что-либо делали, так как человек перевоспитывается трудом.
Лагерный закон гласил: «Хлеб по выработке!» Больные и физически слабые заключенные изначально были обречены на истощение и смерть. Однако те, кто стремился выполнять нормы выработки, зарабатывали не урезанный паек, дополнительно получали премиальные пирожки и награждались грамотами, их портреты вывешивались на лагерной «Доске почета».
Главной причиной массовой гибели заключенных стали, как писалось в актах о смерти, тяжелые условия жизни. Именно в эти годы наблюдается наивысший процент смертности. Да и как можно было выжить, если нормы были слишком большими, а оборудования (обыкновенных пил и топоров) не хватало. Не было и одежды. Люди работали без рукавиц, разбивая пальцы и ладони в кровь. Если нормы не выполнялись, то хлеба (пайка) не полагалось и осужденные оставлялись на делянках. Что может сделать голодный, обессиленный человек? Многие замерзали на своем рабочем месте.
Соловецкий архипелаг после массовых расстрелов заключенных в 1937 году был выведен из состава ГУЛАГа и превращен в образцовую тюрьму Главного Управления Государственной Безопасности. Одновременно с этим начинает свое существование Кулойский лагерь НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) СССР, который функционировал на территории Архангельской области в 1930 – 1960 гг.
Первые партии заключенных стали прибывать в КулойЛАГ уже в сентябре 1937 года. На первое октября в списке было 211 заключенных, но пополнение происходило стремительно. К 1 января 1938 года количество арестованных выросло до 10581 человека .
По социальному происхождению заключенные делились: на рабочих, крестьян, служащих, учащихся и военнослужащих. Национальный состав заключенных составлял около 33 народностей ССР. К 1938 году в Кулойском лагере было: русских – 6461 человек, украинцев – 1695 человек, белорусов – 1336 человек .
По всей Архангельской области было много различных лагерей Особого Назначения, которые состояли из «командировок» – небольших поселков далеко в лесу. КулойЛАГ являлся одним из самых суровых. Причина – суровые климатические условия.
МЕСТА РАССТРЕЛА И ЗАХОРОНЕНИЙ В ГОДЫ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ БЛИЗ ЛЯВЛИ
В Лявленском приходе и недалеко от него располагаются места расстрела и захоронений, невинно убиенных в годы массовых репрессий. В состав Лявли входит несколько поселений: Ершовка, Новинки, Хорьково, Зачапино, Бор. Находятся они на реке Северная Двина по правому берегу, а за ними непроходимые леса и болота. Очень удобное место для создания Особых лагерей с «перевоспитательной» направленностью. В самой Лявле, в Новинках, в 30-е годы размещалась 9-я вахта УСевЛОНа – Управление Северных лагерей Особого назначения. Эта база была пересыльным пунктом, а также исполняла роль расстрельных команд. Со слов Суханова Н. В., управление располагалось в обычном частном доме, начальником которого был Иван Зотов. Как не странно, он стал начальником управления, несмотря на свое уголовное прошлое. С 1934 года расстрельная функция была отменена НКВД (Народный Комитет Внутренних Дел).
В окрестностях Лявли существовали небольшие селения, которые своего рода являлись лагерями, где не было колючей проволоки, так как глухие места не позволяли куда-либо сбежать. В окрестностях нет никаких деревень, а до Лявли летом добраться невозможно через многочисленные болота и речки. Зимой сбежать так же трудно без провизии и теплой одежды, да и глубокие снега не позволяли изможденным людям пройти да же 20 километров.
Такие места иначе назывались «командировками». Каждая такая «командировка» имела свое название. Территория делилась на кварталы, примерно, как мы выяснили, 4x2 километра.
Основными занятиями была заготовка леса, который сплавляли по лесным рекам в Архангельск, а зимой вывозили на лошадях по зимнику. За невыполнение плана сокращали продовольственные пайки. Выполнить заданный план в таких условиях было невозможно, что вело к сокращению продовольственного минимума. Люди постепенно умирали от холода, от недоедания и других нечеловеческих условий. Как известно через 10 – 15 лет эти селения «командировки» прекратили свое существование, так как там никого не осталось в живых. У каждого из этих селений велись захоронения жертв репрессий.
В нескольких километрах от Лявли на противоположном берегу Северной Двины о. Ельник возле пристани Верхнее Койдакурье Холмогорского района летом 1923 года были расстреляны кубанские и донские войска. Эти люди были привезены на барже из Кронштадта. В настоящий момент часть этого места размыта ледоходами.
На правом берегу Северной Двины в окрестностях Лявли находятся места расстрелов и захоронения:
- У деревни Бабонегово захоронения велись с 1930 – 1943 гг.
- Возле деревни Трепузово, недалеко от дороги, с 1928 – 1950 гг.
- Недалеко от Лявли, между Ершовкой и Черным Яром, захоронения велись с 1928 – 1950 гг. Сейчас там стоит садово-огороднический кооператив. Суханов Н.В. показал нам 2 места захоронений, между которыми примерно 20 метров и их разделяет грунтовая дорога
Буквально напротив приходских храмов на Северной Двине в 1925 году затоплены баржи с людьми.
В деревне Черный Яр в 1929 году сконцентрированы все раскулаченные Архангельской области, откуда их по лявленскому зимнику отправили в район реки Печоры. С Печоры им в 1954 году было разрешено вернуться, но, как известно, вернулись немногие. Доподлинно известно, что на Печоре и было совершено несколько расстрелов.
Точно известно, что один из расстрелов происходил в урочище «Финин ручей», через который шел этап ГУЛАГа. Вероятно, во время этапа произошел побег, который повлек за собой массовый расстрел этапированных. По словам Н.В. Суханова, возможно, еще один расстрел был проведен в районе деревни Малые Карелы.
В 1923 году было принято решение вывести именно в такие места соловецкую братию. Суханов Н.В. предоставил ксерокопию выписки протокола №70 от 2 августа 1923 года с заседания Президиума Архгубисполкома, где решался вопрос о вывозе Соловецких монахов из монастыря. Так как на территории монастыря был создан лагерь Особого Назначения, возникла необходимость перевезти куда-то монастырских насельников. Путь их лежал на Тельдозеро находящееся в 60-ти километрах от Лявли в восточном направлении, где располагались три бывших старообрядческих скита. Здесь-то и разместили Соловецких монахов:
1. Поселение при впадении реки Бобровки в Тельдозеро.
2. На озере Боброво, не доезжая по зимнику 6-ти километров до Тельдозера.
3. На Лодьмозере, которое находиться в 19 километрах от Тельдозера на север, возле болота Ягодное.
Монахам были созданы невыносимые условия, а именно, с ними поселили людей из преступного мира, уголовников, которые своего рода стали исполнять роль надзирателей.
Известно описание поселения в поселке Тельдозерский у озера, где проживали монахи. Там было четыре барака. В одном из них была устроена маленькая домовая церковь. Представляла она собой небольшое местечко в углу, отгороженное шторкой. Там размещался псалтырь в красной обложке с записанными в нем именами монахов, живших в этом поселении. Над столом висела икона «Всех скорбящих Радости» и стояло распятие. Крест ныне находится в храме преподобного Сергия Радонежского на станции Исакогорка северной железной дороги, а икона – в Успенском храме в Лявле, отреставрированая известным иконописцем Евгением Петуховым. Вероятнее всего что монахи привезли ее из монастыря. По некоторым сведениям, эту икону вынес неизвестный, так же отбывавший срок в лагерях недалеко от Тельдозера.
С 1923 года начинается освоение глухих мест с целью заготовки леса, а образованные поселки с бараками становятся тюрьмами без охраны.
На сегодняшний момент от многих поселений ничего не осталось, бараки сгорели. Добраться туда возможно только зимой по зимнику. Летом по рекам добираются туда рыбаки. Помимо Тельдозера в округе было множество таких лагерных мест. В 30-е годы «командировки» давали стране большое количество заготовленной древесины в результате использования бесплатной рабочей силы заключенных, что обрекало их на медленную смерть в жутких нечеловеческих условиях дальнего Севера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что означает само понятие «репрессия»? С позднелатинского «repression» – подавление. Иными словами это карательная мера, наказание .
В 30-е годы XX века было огромное количество репрессированных. К ним относились как рабочие люди, так и интеллигенция, люди государственных дел. Так как время было послереволюционное, то большую часть репрессированных составляли православные люди. Специально для этого создавались лагеря, куда вывозились заключенные – репрессированные, в этих лагерях действовала система ГУЛАГа.
Приоткрывая страницу истории репрессий на территории Лявли, я увидела полотно, сотворенное руками человека, на котором остались кровавые пятна погибших братьев. Страдания и муки тех, кто там, в жизни, неважно кем были, простым рабочим или государственным чиновником, невестой или семейной женщиной, а быть может обычным ребенком, едва читающим, по слогам. Здесь в лагерях это не имело значения. Все как один – борец за жизнь…
Созданная система «перевоспитания» людей в тридцатые годы, стала страшным мемуаром. Людьми овладел атеизм. Безбожие привело нас к тому, что братья превращались во врагов. Каждое изреченное слово, могло обернуться против тебя. С тех пор прошло немало лет, и многое изменилось как в государстве, так и в человеческих душах. Люди пережили перестройку, и в стране вновь стала возрождаться православная вера. В храмах, в которых когда-то прибывали заключенные – репрессированные, теперь молятся люди. Многие и не догадываются, что здесь происходило. Ветхие останки бараков, вырезанные ножом кресты на деревьях, напоминают о той эпохе. Но некоторым это не о чем не говорит. Люди строят дачи на тех самых местах, где зарыты сотни людей! Да и я бы не знала о людях, чьи судьбы были прерваны на этих местах если бы не наша поездка и не эта работа. Она приоткрыла мне глаза, на то, что когда-то было рядом, но в тоже время так далеко от моего внимания.
Эпоха репрессий унесла жизни, которые не вернуть никогда. Жизни, которые быть может, делали свои первые шаги в большом мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет особого назначения. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
2. Советский энциклопедический словарь. Составители: главный редактор Прохоров А.М., Гусев А.А., Кнунянц И.Л., Кузнецов М.И., Панов В.Г, Федосьев П.Н., Храпченко М.Б. – М.: «Советская энциклопедия» 1988г., издание 4.
3. На Двину ко Святей Богородицы. Составитель Суханов Н.В. – Архангельск, ОАО «Изд. - полиграфическое предприятие «Правда Севера», 2005.