ВВЕДЕНИЕ
Тема исследовательской работы «Возрождение святыни».
Вот уже несколько лет мы ходим в туристско-краеведческие экспедиции. Мы - это ребята, обучающиеся в кружках ОЦДЮТ «Чудь» и являющиеся членами городского туристического клуба «Пилигрим» г. Нерехты.
Эти экспедиции проходят с целью изучения истории родного края. В них мы собираем материал о церквях бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии. Для этого опрашиваем местных жителей, фотографируем, делаем анализ состояния исследуемых объектов, обобщаем экспедиционный материал.
Выбранная тема является актуальной. Сейчас наша страна заново возвращается к православию, и все больше людей стремится совершать путешествия к историческим святым местам. В нашей стране к таким сокровищам можно отнести храмы, иконы и предметы древнего зодчества. Недаром в каждом русском селе на самом возвышенном и красивом месте стояла изящная церковь. Многие из них до сих пор радуют глаз и придают селу особый вид и статность. Но судьба этих памятников не всегда благополучна. Очень часто их использовали под склады, гаражи, кинотеатры. Самые беззащитные те, которые удалены от больших дорог. А когда-то они являлись очагами культуры и духовности. Такие памятники продолжают гибнуть, унося нераскрытые страницы истории, русского зодчества, культуры, быта.1 На территории Нерехтского района находится немало памятников церковной архитектуры с неповторимыми настенными фресками. Очень часто – это ансамбли архитектурного строительства XVIII – XIX веков, усадебные комплексы, исторические некрополи.

КРАСНОЕ СЕЛО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
В одном из таких уникальных мест был организован Православный трудовой детский лагерь. Его организаторы – молодежный центр «Диалог» при отделе по делам молодежи г. Нерехты и ОФ «Преображение». Занимаясь проблемой досуга подростков, они создали все условия для формирования чувства гражданственности у молодежи и обретения ею нравственно-духовных идеалов. Место для лагеря было выбрано не случайно. Недалеко от Волгореченска, вблизи села Спас, на небольшом пологом холме, обрамленном маленькой речкой Сенкишкой находится село Красное-Сумароковых. Когда-то село Красное принадлежало Михаилу Евстафьевичу Пушкину - предку поэта. Позже от Пушкиных село перешло к роду Сумароковых. Представителям именно этого рода село обязано не только частью своего названия, но и церковью Святой Троицы, построенной 1723 –1760 годах. Сейчас эту церковь взял под свое покровительство священник из прихода Тихона Луховского о. Иоанн Чулков.
Церковь расположена перед бывшим усадебным парком. Она возвышается на пригорке в окружении 8-ми сельских изб. Большую историческую и художественную ценность из себя представляет некрополь. Сами надгробные памятники являются высокохудожественными образцами малых архитектурных форм. Надгробные плиты детей Сумароковых выполнял несомненно одаренный мастер. Они отличаются качеством исполнения, красотой и точностью рисунка.
Сооружение Троицкой церкви с приделами Иоанна Предтечи и Преподобного Сергия Радонежского относят к 1766 году. Не исключено, что это дата какого - то крупного ремонта или переделки, а сама церковь построена раньше – в первой четверти XVIII века, о чем свидетельствует ее декоративное убранство, выполненное в формах XVIII столетия. Завершающийся пятиглавием четверик с полукруглой апсидой служил летним храмом. Его оконные проемы с арочной перемычкой обрамлены скромными наличниками с треугольными фронтонами. Широкие лопатки по углам и карниз, состоящий из трех рядов составленных «пакой» кирпичей – вот и все украшение фасадов.
Колокольня, построенная в 70-80 годах XVIII века, выглядит несколько тяжеловато из-за непропорционально- высокой и крутой кровли с барабаном и шпилем. Широкая трапезная между четвериком и колокольней служила зимним храмом. Большую художественную ценность составляют настенные росписи в четверике церкви. Эти росписи сообщают, что исполнена стенопись в 1768 году костромскими художниками братьями Иваном и Лукою Носковыми, на средства И.С. Шокурова, могила которого находится справа от алтаря.[2] По воспоминаниям старожила Александры Дроздовой «во время празднования Пасхи совершался крестный ход и на предполагаемом месте захоронения Ивана Семеновича Шокурова совершался молебен»..3 Из другого источника «Хранилище моей памяти» графа М.В. Толстого находим сведения, что в 1829 году протоиерей отец Михаил Диев, известный краевед и историк, присутствовал «при освящении придела в честь преподобного Сергия в имении дяди Петра Николаевича Сумарокова в селе Красном Нерехотского уезда».[4]
Статистические справочники сообщают нам об этом храме и приходе следующие сведения: «Троицкая церковь с. Красного Сумароковых каменная, с такой же колокольней и оградой; построена в 1766 г. усердием прихожан. Кладбище при церкви, но есть и особое, в одной четверти версты от нее, с особой церковью, без колокольни и без особого причта. Престолы: а) Живонач. Троицы; б) Усекновения главы И. Предтечи; в) преп. Сергия Радонежского. Достопримечательность церкви составляют три животв. Креста Господня с частицами мощей и часть одежды преп. Ефросинии».[5] Выполненная в мягких и ровных тонах роспись несет на себе отпечаток стиля барокко. Существующие росписи позволяют говорить о творческой индивидуальности исполнителей. В трапезной на потолках сохранилась масляная живопись середины XIX века с более поздними поновлениями.[6] Среди сельского кладбища спряталась еще одна небольшая церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Сооружена она в середине XIX века и служила для отпевания усопших. С проломленной кровлей и выбитыми стеклами, она, тем не менее, остается не забытой (служба совершается 1 раз в год).
Ежегодно во время пребывания в селе Красное - Сумароковых Православного детского трудового лагеря проходят Сумароковские чтения, которые ведут свое исчисление с 2002г. На это столь крупное для здешних мест событие приезжает много гостей. Это люди, которые уже много лет занимаются историей рода Сумароковых, сотрудники музеев, потомки рода. Среди них представитель рода Дина Яковлевна Бердикова – журналист из Москвы и биолог Дмитрий Дмитриевич Сумароков. Елена Васильевна Сапрыгина и Лариса Ивановна Сизинцева – сотрудницы музея - заповедника «Ипатьевский монастырь»; Нина Гавриловна Никишина – старший научный сотрудник Нерехтского краеведческого музея, и многие другие. Они познакомили всех собравшихся, в том числе и ребят из православного лагеря, с множеством интересных фактов из истории рода Сумароковых. Дина Яковлевна Бердикова рассказала о поисках следов своих предков: Сумароковых, Толстых, Волконских, Голицыных. Галина Михайловна Костикова и Галина Алексеевна Короткова смогли составить генеалогическое древо Костромской ветви рода Сумароковых. Они проследили восемнадцать поколений и представили сведения о более чем 200 представителях рода.
Члены рода Сумароковых оказываются на видных государственных постах только с конца XVIII века, но в боярских книгах дворяне Сумароковы упоминаются в XVII веке, в разрядах являются в XVI веке. Алексей Иванович Сумароков 2 октября 1550 года был пожалован поместьем в Московском уезде. Через 4 поколения Алексей Иванович Сумароков служил воеводой в Красноярске 10 лет (1666-1676) при Алексее Михайловиче. Стольник Иван Богданович Сумароков спас жизнь Алексею Михайловичу на медвежьей охоте. За этот подвиг Иван Богданович получил прозвище «Орел». 22 представителя рода Сумароковых находились на различных должностях при царском дворе.
- Алексей Петрович Сумароков родился 14 ноября 1717 года на землях Финляндии и был первым русским драматургом. Известность литератора пришла к нему в 1748 году. Еще он прославился как директор русского театра. Умер 1 октября 1777 года.
- Николай Степанович Сумароков (1727-1812) был первым историком и краеведом Костромского края. Им составлена рукопись «История о первоначалии и происшествиях города Костромы», содержащая сведения с основания города и до 1778 года. Воспользовавшись указом Екатерины Алексеевны от 1792 года о частных типографиях, вместе с сыном Никитой Сумароковым основали в Костроме первую вольную типографию. Эта частная типография сыграла значительную роль в культурной жизни Костромского края. В своем доме в Костроме Сумароковы организовали один из первых литературных салонов. - В середине XIX века Александра Федоровна Сумарокова была начальницей первой в России Костромской женской Григоровской гимназии.
- Род Сумароковых имел владения в Москве, Костромской губернии, Крыму. В середине XVII века Сергею Петровичу Сумарокову перешло село Красное Костромской губернии Нерехтского уезда. Мусин – Пушкин был первым владельцем села Красное. Ему это имение было подарено за отличие в Турецких походах.
- Основное место проживания Сумароковых в Москве. В трудные времена Сергей Петрович заложил все сумароковские имения, кроме одного – Красного – Сумароковых.[7]
- Одна из представительниц рода Сумароковых Варвара Сергеевна после окончания Санкт – Петербургской консерватории приехала в Кострому и образовала частное музыкальное училище, которое целый год держала на своем попечении. Она вышла замуж за сына хозяина Пулковской обсерватории Морина Александра Николаевича. Родив двух сыновей Сергея и Николая, она скончалась в 1915 году.
- Сергей Александрович Морин в двадцатых годах приехал в свою бывшую усадьбу село Красное – Сумароковых. Позднее в доме Сумароковых была начальная школа, а их переселили в другой дом – бывшую церковно – приходскую школу. В 1941 году он ушел на фронт, демобилизовался после ранения. До последних дней работал ветеринарным фельдшером.[8] - В настоящее время в городе Волгореченске живут потомки Морина Сергея Александровича: дочь Варвара Сергеевна Новоселова 1939 г.р., внучка Татьяна Сергеевна Кальсина 1971 г.р. (ум. скор. 2002г.), правнучка Диана Кальсина 1993 г.р… Морина Вера Васильевна 1913 г. р., жена (второй брак) умерла зимой 2001г.
- Судьба Николая Александровича Морина второго сына печальна. После революции работал в охотзаготконторе пушнины. Был арестован по доносу… и репрессирован. Расстрелян в течение 3-х дней после ареста.[9]
- Дворянский род Сумароковых состоял в родстве с другими родами: Волконских, Щербатовых, Долгоруких, Толстых. Один из представителей последних граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896) за свои заслуги перед престолом и Отечеством получивший графский титул, находился в родстве по отцу с известными в истории Толстыми, а по матери – с не менее известными Сумароковыми.[10]
- Путешествие в историю села Красного – Сумароковых убедило нас в особенности усадьбы, храма и раскрыло страницы жизни владельцев усадьбы. Когда-то здесь бурлила жизнь. Потом ушли из жизни последние владельцы… Сейчас усадьба находится в запустении и является легкой добычей для «лихих» людей. Даже родовую усыпальницу дворян Сумароковых они тоже не обошли своим «вниманием»… Памятники сдернуты, могильные плиты сдвинуты. Настоятель церкви прихода Тихона Луховского в Волгореченске отец Иоанн Чулков сразу влюбился в это место – село Красное – Сумароковых, и с глубокой печалью в глазах промолвил: «Немыслимо, что среди живших здесь мужиков, баб, детей не нашлось человека, который бы прибил отодранный лист железа на кровле храма. Угасание храма неизбежно влечет за собой угасание села…».[11]

Сегодня нельзя не упомянуть о старожилах села – сестрах Дроздовых. Эти три сестры стали неофициальными хранительницами храма и расположенных рядом захоронений. Вся их жизнь связана с Красным – Сумароковых. Лидия Васильевна Дроздова охотно делилась своими воспоминаниями с ребятами из трудового православного лагеря. Самые яркие из воспоминаний связаны с церковными праздниками. Их отец, Василий Петрович Дроздов, был родом из этих мест и служил в церкви дьячком. Последним священником Троицкой церкви был отец Василий Спасский. Сейчас его могила расположена недалеко от алтаря часовенки при кладбищенской церкви.
«Бывало, - вспоминала она, - отец Василий не раз говорил: «Храм наш разрушать не будут. Его закроют, но не разрушат. Действовать храм будет, пока я жив».12 Так и получилось. Видела Лидия Васильевна, как до сих пор разрушали и разоряли святыни, да сделать ничего не могла, чтобы сберечь взятый государством под охрану памятник архитектуры. К сожалению, Лидия Васильевна умерла в ноябре 2002 г.
Сестры Дроздовы охотно помогали ребятам благоустраивать церковь. В их сердцах живет надежда, что оживет Троицкий храм и, как в годы их детства, соберет под свои своды всю округу. Старожилы показали, где располагалась помещичья усадьба. Ныне от господского дома остался лишь фундамент. А когда-то за восточными воротами церковной ограды сразу же начинался большой парк, окруженный рвом. Широкая липовая аллея вела к когда-то стоявшему небольшому, одноэтажному, деревянному дому с высокими окнами. Могучие липы, как и сотню лет назад, сохраняют строй, обозначенный для них мудрой рукой садовника. Рядом замерли, упираясь вершинами, кажется, в самое небо, два огромных дуба. Им наверняка лет триста. Кто-то когда-то посадил их здесь в парке. Рядом. Возможно, причиной их появления близ господского дома стало какое – то значимое событие. В одном из дубов образовалось дупло. Отец Иоанн нежно погладил ствол дерева рукой и пообещал полечить его глиной.
Рядом с поляной, на которой разбит детский православный трудовой лагерь был найден угасший родник (место указала бабушка Лиза Дроздова, ум. зимой 2006г.) Во время работы лагеря его облагородили и поставили сруб и крышу с крестиком. После чего он был освещен. На сегодня это важный источник с кристально чистой родниковой водой. Для местных жителей это большое подспорье, так как колодец в селе очень истощился и находится в полуразрушенном состоянии.

Трудовой православный лагерь в селе Красное - Сумароковых работает пятый год. В этом лагере собираются мальчишки и девчонки из Нерехты и Волгореченска, чтобы воскресить святыню села - Троицкую церковь. Духовными наставниками в лагере являются отец Иоанн и отец Димитрий. Они жили и работали вместе с ребятами.
Отец Иоанн Чулков – настоятель прихода преподобного Тихона Луховского в городе Волгореченске уже давно работает по мере сил над «оживлением» старинных храмов, состояние которых позволяет говорить об их сохранении. Привлекла внимание священника церковь Преображения Спаса в селе Спас, после работ на которой в ходе ознакомления с окрестными деревеньками было «открыто» необычайно красивое село Красное – Сумароковых.
Отец Димитрий Дудин – так же священник прихода преподобного Тихона Луховского, прошедший военную службу в горячих точках. Он воевал в Чечне. Отец Димитрий думает, что то, чем занимались ребята в лагере, и есть патриотическое воспитание. Они не бежали от грязной и трудной работы – они вынесли на своих плечах, сделали ее своими руками. Он так же считает, что это нашим мальчишкам необходимо. Отец Димитрий сам активно участвовал в работе на храме: вырубали с его помощью деревья, загромождавшие некрополь; с помощью альпинистского снаряжения он с двумя помощниками демонтировал рухнувший пятый купол на четверике.
Рядом с духовными окормителями находились и наши наставники – руководители (педагоги), которые занимались разработкой, подготовкой и обеспечением реализации интересного проекта. Трудились дети и взрослые. Ими проделана огромная работа по благоустройству храма. Ребята убирали с некрополя обломки кирпичей и прочий мусор, вырубленные кусты, выросшие у памятников и могильных плит, облагораживали могилы. Из самого храма выносился мусор, накопившийся там за долгие годы запустения. Ни жара, ни резкое похолодание, ни ночной дождь не могли испортить настроение ребят. После плодотворной работы на храме все собирались вокруг отца Димитрия, который рассказывал о таинствах православной церкви. Простым и понятным для всех языком он объяснял назначение многих церковных обрядов. В свободное от работы время делались походы по окрестностям. В них укреплялись туристские навыки, и проявлялась взаимовыручка ребят. Атмосфера в лагере царила дружеская и теплая. Ребят объединяла единая цель: возвратить Костромской земле почти утерянную святыню.

При расчистке мусора в Троицком храме совершенно случайно была найдена икона Николая – Чудотворца, на которой хорошо сохранился лик святого. Наверно, это очень добрый знак…
Блестят глаза у сестер Дроздовых. Верят они в добрые перемены храма. Радуются они, когда летом появляются «единомышленники». Видя самые серьезные намеренья, сестры Дроздовы передали отцу Иоанну великолепную старинную книгу – Евангелие. Это была главная книга Троицкого храма во времена его процветания. Велика была радость тех, кто видел эту книгу, мог к ней прикоснуться. Удивительно, что такая старинная книга сохранилась до наших дней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот так из далекого прошлого всплывают перед нами история усадьбы Красного - Сумароковых, страницы жизни, забот и чаяний ее владельцев. Мы совершили путешествие в память, прикоснулись к святыне. Может кто-то усомниться и поспорит, что это не святыня. Село Красное - Сумароковых поистине жемчужина Нерехтского края. Дошли заботы и до этого заветного места. На дневную поверхность сегодня выходит все, и память возвращается к нам. Нашлись новые сподвижники. Есть надежда на возрождение Святыни.
За проведенную работу ребята были награждены поездкой в Троице – Сергиеву Лавру.
Духовный вакуум, возникший в нашей стране, начинает понемногу заполняться. Свидетельством тому служит то, что в подготовке и проведении этого лагеря были задействованы очень разные структуры и организации: Комитет по делам молодежи Костромской области и Общественный Фонд «Преображение» г. Нерехты, приход преп. Тихона Луховского г. Волгореченска и городской туристический клуб «Пилигрим» г. Нерехты, Администрация МО г. Нерехты и Нерехтского района, Нерехтский краеведческий музей и городская библиотека имени прот. Михаила Диева.
Работая и отдыхая в лагере, ребята, конечно, приобретают трудовые навыки, учатся самостоятельности, определяют для себя жизненные ценности. Есть древняя притча о строителях. Когда одного из них спросили, что он делает, тот ответил: «Камни таскаю». Другой же сказал: «Я строю Храм». Очень хочется верить, что все участники «Православного трудового лагеря» не просто «камни таскают», а созидают Храм. Причем Храм не только в селе Красном, но и в своих душах.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.Газета «Нерехтская правда», №25, февраль 2001 г.
2. Демидов С.В. Кудряшов Е.В. Нерехта. Малые города России. Издательство «Отчий дом». Москва, 1996. – с.95.
3. Воспоминания А.В. Дроздовой, июнь-август 2002г. (аудиозапись, зап. Годунова О.А.).
4. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва,1995, с.259.
5. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Изд. Редакции Костромских епархиальных ведомостей. Кострома. Губернская типография. –1911 г., с. 155.
6. Демидов С.В. Кудряшов Е.В. Нерехта. Малые города России. Издательство «Отчий дом». Москва, 1996. – с.96.
7. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва,1995, с.187-189.
8. Воспоминания Л.В. Дроздовой, июнь 2000 г. (аудиозапись, зап. Годунова О.А.).
9. Воспоминания А.В. Дроздовой, июнь 2000 г. (аудиозапись, зап. Годунова О.А.).
10. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва,1995, с.
11. Выступление отца Иоанна Чулкова на первых краеведческих Сумароковских чтениях, июнь 2002 г. (аудиозапись, зап. Жур Т.А.).
12. Воспоминания Л.В. Дроздовой, июнь, 2002 г. (аудиозапись, зап. Годунова О.А)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1. Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края: материалы для истории. – Кострома: Костромской общественный Фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. – с.536: ил.
2. Демидов С.В. Кудряшов Е.В. Нерехта. Малые города России. Издательство «Отчий дом». Москва, 1996. – с.144: ил.
3. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва,1995.-с.320.
4. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Изд. Редакции Костромских епархиальных ведомостей. Кострома. Губернская типография. –1911 г.
5. Статистическое описание соборов и церквей Костромской Епархии составленное на основании подлинных сведений, имеющих по духовному ведомству, членом костромского Губернского Статистического комитета кафедрального Успенского собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – Санкт-Петербург. В типографии Почтового Департамента, -1863.

Периодические издания
1. Газета «Нерехтская правда», №25, февраль, 2001г.
2. Газета «Нерехтская правда», № 106 от 16 июля, 2002г.
3. Газета «Нерехтская правда», № 101 от 08 июля, 2003г.
4. Газета «Энергетик», №25-26, июль, 2002г.
5. Газета «Нерехта», № 7, август, 2002г.

Материалы архивов
1. Личный архив Годунова А.Б. Путевые записи, 1986г.
2. Материалы из фондов Нерехтского краеведческого музея.


Фонодокументы
1. Воспоминания Л.В. Дроздовой (аудиозапись, зап. Годунова О.А., июнь, 2001г.).
2. Воспоминания Л.В. Дроздовой (аудиозапись, 2002г.).
3. Воспоминания младших сестер Лизы и Александры Дроздовых (аудиозапись, зап. Годунова О.А., июнь, 2002г.)
4. Выступления участников Сумароковских чтений (аудиозапись, зап. Жур Т.А., июнь, 2002г.).
5. Выступления участников Сумароковских чтений (зап. Годунова О.А., июнь, 2003г).

Изобразительные источники
1. Фотографический материал, автора Годунова А.Б., июнь, 2002г.
2. Фотографический материал, автора Семенова И.В., июнь, 2001г., 2002г.
3. Фотографический материал, автора отца Димитрия Дудина, июнь, 2002г.; август, 2002г.
4. Фотографический материал, автора Горшковой С.А., июнь, 2003г.
5. Фотографический материал, автора Годуновой О.А., июнь, 2001 г.; июнь, 2002г.
6. Видеофильм о жизни в православном трудовом лагере, автор Карасев М., служ. прих. преп. Тихона Луховского, г.Волгореченск, июнь, 2002г.
7. Видеофильм о жизни в православном трудовом лагере, автор Киселев С., август, 2002г.
8. Видеофильм о жизни в православном трудовом лагере, автор Киселев С., июнь, 2003г.



Русь Святая