Тел. 570-407. E-mail: okt41sc@mail.ru


Cамый крылатый округ
Сетевой проект "Буквица"
Сетевой проект "Не стоит село без праведника"
Сайт школы

Одно из самых серьезных преобразований в жизни российских школ последних лет – компьютеризация школ, подключение к Интернету. Несомненны положительные последствия этого события. Новые горизонты возникают в связи с возможностью неограниченного доступа к самой разнообразной информации. Но, как оказалось, приобщение к Всемирной паутине дает толчок и для собственного творчества. Так, обучающиеся нашей школы, освоившись с возможностями Интернета, задались вопросом: «А что мы сами можем сделать для этого сообщества? На первый взгляд кажется, что ничего нового сказать нельзя, все уже сказано».

И все-таки, собравшись на факультативных занятиях по информатике, мы решили найти такие темы, которые до нас не освещены. Первая тема, которую предложили сами школьники, - школьный музей Боевой Славы 75-й Гвардейской Бригады, который работает в нашей школе больше тридцати лет. Попутно осваивая технологии создания WEB-сайтов, ребята создали виртуальный школьный музей. К работе отнеслись творчески, не только переложили информацию в электронный формат. Были выполнены серьезные исследования, которые вылились в исторические работы «Боевой путь 75-й Гвардейской Бригады» и «История первой награды моего дедушки». Мы послали их электронной почтой на Всероссийский конкурс исследовательских юношеских работ им. В. И. Вернадского. Наши исследования успешно преодолели первый заочный тур и были приглашены в Москву для участия в финале конкурса, оба участника стали лауреатами конкурса и победителями в номинации «Применение компьютерных технологий в исследовательских работах».

Дальнейший ход наших исследований привел к тому, что нами был создан сайт об истории возникновения Октябрьского округа. В руки ребят попал уникальный материал о людях, чьи судьбы связаны с этой территорией. Там, где сейчас расположена наша школа, дома, в которых проживают школьники, до революции было болото. По воспоминаниям, которые хранились в семье нашей учительницы Н. П. Гудошкиной, ее дед плавал здесь на лодке. Это подтвердили исследования старинных карт.

Очень большой интерес вызвал у ребят материал об эвакуированных заводах, о возникновении и деятельности уникального предприятия ПО «Полет», основного застройщика нашего округа. Его деятельность связана с такими великими именами, как С.П.Королев, А.Н.Туполев, А.С.Яковлев, с историей авиации и космонавтики. Все это нашло свое место в нашей работе. Сейчас ее можно увидеть на сервере Департамента образования г. Омска (http://www.omsk.edu.ru/schools/sch041/begin/museum/index.htm).

Дальнейшим стимулом развитию наших краеведческих исследований послужило принятие коллективом школы в 2003 году основным направлением развития духовно-нравственное воспитание на основе традиционных для России Православных традиции.

По заказу Омско-Тарской епархии нами выполнено исследование «Собор омских святых» о прославленных в лике святых и еще ждущих своей канонизации подвижников Православной веры, судьбы которых связаны с Омском. По результатам исследований нами выполнен сайт, при создании которого учащиеся попутно осваивали различные приемы создания и обработки графики, анимации, обработки текстов. К 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне проводились исследования по семейным преданиям наших школьников о том, как изменялось сознание человека в экстремальных условиях. Результаты также представлены в виде компьютерных мультимедийных презентаций.

За последние четыре года нами выполнены исследования и компьютерные разработки самых разных жанров: мультимедийные анимационные фильмы на тему поучительных притч, сайты по материалам краеведческих исследований «Из истории Казачьего кладбища г.Омска», «Спецпоселение Кулай», «Святой праведный Стефан Омский – основоположник рода просветителей Сибири», «История взаимоотношения ислама и христианства в Сибири», «Подвижники Старо-Восточного кладбища г.Омска». К 65-летию Октябрьского округа в нынешнем году проведена исследовательская работа и создается мультимедийная презентация об истории Православия на этой территории, о семейной духовной династии Пляскиных, особенно о Венедикте Пляскине, единственном епископе - уроженце нашего города в истории нашей епархии. Также ребята занимаются непростой историей Знаменской церкви, первыми застройщиками Нового форштадта.

Следует отметить, что наша деятельность получает признание в научных и духовных кругах. Ежегодно ребята становятся лауреатами конференций НОУ, трижды наши школьники выходили в финал и становились лауреатами Всероссийского конкурса исследовательских юношеских работ им. В.И. Вернадского на секции «История и краеведение». Лауреаты этого престижного конкурса приравнены к победителям Всероссийских олимпиад. Исследование о священнике и педагоге Стефане Знаменском, близком друге многих декабристов, Ф.М. Достоевского, опубликовано в сборнике трудов конкурса им. Вернадского, сборнике исследовательских работ школьников «Шаги в науку» 2006 г., а также вошло в учебное пособие «Православная культура Омского Прииртышья» Министерства образования Омской области, изданного в 2006 г.

Компьютерные технологии также используются школьниками при издании школьной газеты «Азбука», где мы освящаем нашу деятельность.

Ежегодно 10 февраля в нашей школе проводятся Ефремовские чтения, где мы представляем наши исследования учащимся школы, родителям, представителям Омско-Тарской епархии. В этом году прошли уже V Ефремовские чтения. Ежегодно на них присутствуют митрополит Омский и Тарский Феодосий, министр образования или его заместитель, представители Департамента образования, учителя и учащиеся других школ.

Таким образом, сложилось форма реализации регионального компонента «Краеведение» на факультативных занятиях, где применяется педагогическая технология исследовательских проектов с использованием компьютерных технологий для оформления результатов исследования.

Достоинства такой технологии широко несомненны, это:

  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике;
  • приобщение обучающихся к работе в коллективе, совершенствование коммуникативных навыков;
  • при работе над проектом требуется выполнение различных видов работ (поиск и систематизация материала, логическое и написание, эстетическое оформление исследовательской работы, компьютерная обработка материала, как текстового, так и графического, создание электронного продукта с применением различных технологий, подготовка стенда и устного доклада, публикация в Интернет). Поэтому здесь могут найти себе применение школьники с самыми разными способностями и возможностями;
  • применение современных технологий, наполненных позитивным материалом по истории и духовно-нравственной культуре народов России, формирует гражданскую позицию, воспитывает не только знающих, но и высоконравственных граждан;
  • получение конечного продукта в виде компьютерного документа (сайта, презентации, публикации и т.д.), который можно тиражировать, применять на школьных и уроках и внеклассных мероприятиях, публиковать в Интернете, т.е. видеть готовый результат, широко востребованный, полезный обществу, формирует у участников проекта чувство ответственности за свою работу, позволяет почувствовать удовлетворение от результатов своего труда.
Нами также найден удачный способ представления результатов исследований школьников для широкой аудитории – по этим материалам создается литературно-музыкальная композиция, разыгрываются сценки с самыми интересными историческими событиями. Такая популяризация научных знаний всегда с неизменным интересом воспринимается школьной аудиторией. А также по результатам нашей работы мы можем сделать выводы, что участие в краеведческих исследованиях способствует развитию у школьников интереса к родной истории, уважения к своему народу, своему роду. Как написал в сочинении ученик нашей школы Балабонкин Илья: «Когда изучаешь историю не по сухим страницам учебников, а по живым человеческим судьбам, то история нашей страны предстает совсем в ином свете. В учебниках – это цепь трагических событий: войн, революций, репрессий, разрухи и голода. Но, слушая рассказы очевидцев, рассматривая старинные фотографии, видишь, что люди и в эти годы были счастливы, любили, надеялись, верили в будущее. Я люблю рассматривать старинные фотографии, на них такие светлые, одухотворенные лица. И история нашей страны вызывает гордость и уважение». И неудивительно, что Илья вошел в число представителей талантливой молодежи России, получивших стипендию президента России за свои многолетние исследования по истории и краеведению.

Учитель информатики МОУ "СОШ №41" г.Омска Левшина Наталья Санфиевна