"ОСТРОВ КИЖИ"
"Кижский погост" | «Места народного поклонения не могут быть избираемы произвольно или искусственно устанавливаемы: во всей Православной Руси верующие и Святая Церковь чтят и делают местом особого поклонения такие места, которые ознаменованы какими-либо особыми благодатными явлениями» Князь Сергей Шаховской |
"Преображенская церковь" | |
" Колокольня и Покровская церковь" |
КИЖИ, остров на Онежском озере, Республика Карелия.
Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.).
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945).
Указом Президента Российской Федерации от 1993 музей-заповедник «Кижи» был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Создание заповедника было важной вехой в истории СССР. Была признана ценность народной деревянной архитектуры и сделана попытка сберечь от разрушения памятники, оказавшиеся в местах с постоянно сокращающимся населением. На музей-заповедник «Кижи» возложена ответственность за сохранность и развитие территориального историко-культурного и природного комплекса, образуемого всемирно известным Кижским погостом, другими поселениями, историческими ландшафтами и памятниками, расположенными на острове Кижи, соседних с ним островах Онежского озера и части материкового побережья в пределах бывшей Кижской волости Олонецкой губернии. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с памятниками, сохранившимися на месте своего происхождения и вывезенными из различных районов республики, кижское музейное собрание представляет основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских. Сегодня это 70 памятников традиционной народной архитектуры (ансамбль Кижского Погоста, археологические памятники, исторические поселения территории Кижской волости); более 30 тыс. единиц хранения, составляющих фондовые коллекции музея-заповедника.Кижский погост — старинное русское поселение на одном из островов Онежского озера.
Погост, 1) сельский податный округ в древней Руси.-2) Главное селение округа с церковью. Ныне обозначает церковь с кладбищем.
В живописный ансамбль входят: 22-главая пирамидальная Преображенская церковь (1714; в интерьере — четырехъярусный иконостас 18 в.), шатровая колокольня (1874; строитель С. О. Петрухин) и 9-главая Покровская церковь (1764).
Деревянные сооружения выстроены народными мастерами без применения гвоздей; их основными орудиями труда были только топор и долото.
Главное сооружение погоста — Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.
Традиционная конструктивная основа храма — восьмерик с четырьмя прирубами — образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.
Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.
Главы храма покрыты лемехом, выполненным из осины (будучи свежим, он золотится на солнце, но со временем приобретает теплые, серебристые тона и становится очень прочным).
Сооружение, композиция которого строится ярусами, уменьшающимися с высотой, является наиболее сложным из сохранившихся русских деревянных храмов.
Крыльцо с двумя входами — лестницами, крытой площадкой и точеным балясником придает храму живописность и сходство с жилыми крестьянскими домами русского Севера.
Внутренние помещения храма низкие и в еще большей степени напоминают интерьер простой избы.
Когда-то здесь было обширное поселение, именуемое в новгородских писцовых книгах «Спасский Кижский погост». Здесь жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон. Сотни крестьян из окрестных волостей съезжались сюда на лодках и заполняли губную избу, толпились в трапезных церквей и под крыльцом, шумели в лавках и питейных заведениях, до отказа наполняли «дворы на приезд». Здесь были приказы и суды, лавки и ремесленные мастерские, амбары и склады, церкви и школы — одним словом, на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа. В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах 1582-1583 гг. сказано: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы». Какие они были — нам неизвестно. Уже значительно позднее, в переписи 1616 г., упоминается, что «верх у Спаса Преображенского шатровый», а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была «теплой».Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой.
Старинное предание прямо связывает строительство Преображенской церкви с личностью Петра I: «Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план».
Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но в каждом предании есть доля исторической правды.
В представлении народа сам факт сооружения Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.
При реставрации Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать тысяч осиновых лемешин.
Большая их часть дополнительно подтесывалась при укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном только один какой-либо размер.
Для нижней части купола, расширяющейся кверху, лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими, какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова подтесываются по краям, но уже сверху.
Поэтому в сужающейся части главы стыки вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.
Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты и лаконичны.
В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. В ярусах глав и бочек, образующих стройную декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и дверных проемов; в силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой, построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле, — везде красота и целесообразность сливаются в общее гармоничное целое." Колокольня и Покровская церковь"
Рядом с Преображенской церковью, как это принято на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь.
Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней.
Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества.
Все ее помещения — сени, трапезная, четверик и алтарь — имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами.
Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской.
Многоглавие этого памятника уникально.
Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.
Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.
Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874, когда пора расцвета народного деревянного зодчества уже миновала.
Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию.
Ее архитектура далека от традиций народного зодчества.
Но постройка ценна тем, что хотя бы приближенно воспроизводит формы старой колокольни и восполняет традиционную часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой.
Но до наших дней она не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов.
А ныне существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила весьма древняя ограда, чудом уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края — на Водлозерском Ильинском погосте.
Возрожденная в Кижах, она не только способствует лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в целостную архитектурно-пространственную композицию.
Сайт подготовлен для участия в конкурсе "Моя православная Родина" в номинации "Русь Святая". Центр информационных технологий г. Кировска Ленинградской обл. Руководитель: Федотова Фаина Николаевна. Автор сайта: Ларина Галина (10 класс). Источники информации: 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007, (3CD) 2. КРОХИН В.А. ОСТРОВ КИЖИ. Карельское книжное издательство Петрозаводск, 1968.