Моя православная Родина

ГИМНАЗИЯ (г.Мичуринск Тамбовской области)
Автор анонса: Татаринчик С.Н. - учитель гимназии.
Адрес: 393760, г. Мичуринск, Тамбовская область, ул. Советская д. 351, МОУ Гимназия г. Мичуринска.
.

В гимназию Мичуринска

Имя отправителя:
Email отправителя:
Тема сообщения:

Тело письма:

ВНИМАНИЕ: форма двухступенчатая: после нажатия "Отправить сообщение" вам надо будет ввести визуальный код!

Написать отзыв на Анонс МОУ гимназия г. Мичуринска

Имя отправителя:
Email отправителя (публикуется по желанию автора)::
Кто отправитель отзыва?

Отзыв:

ВНИМАНИЕ: форма двухступенчатая: после нажатия "Отправить отзыв" вам надо будет ввести визуальный код!



От оргкомитета конкурса Все материалы в этом разделе - МОУ гимназии г. Мичуринска, оформление - автора сайта.

Здесь будут отзывы посетителей сайта

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Гимназия - образование и воспитание на основе православных традиций.

"Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии" (К.Д.Ушинский)

В настоящее время для многих учителей становится очевидной необходимость обращения к опыту православной педагогики. Православие является созидателем и хранителем лучших традиций русской культуры, духовных ценностей русского общества, содержательно-смысловых основ русского воспитания. Без традиций Православия российское воспитание лишается своих корней. Воспитание детей должно отражать неразрывную связь их судеб и всей многовековой истории нашего народа.

Культура России на протяжении многих столетий была исторически связана с Православием. Религия при этом всегда оставалась нравственным мерилом, мировоззренческим стержнем культуры. Именно религия дала человеку основы морали, правовых отношений, определяла ход истории и образ жизни людей из поколения в поколение. Закономерно возникает вопрос: можно ли вообще серьёзно говорить об истории нашей страны, о её культуре, о проблемах воспитания, не затрагивая при этом вопросы Православия, определявшего на протяжении столетий мировоззрение наших предков? Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями, особенно сегодня, когда крайне неблагоприятным является социальный фон воспитания детей в современной России. Жизнь большинства детей протекает между телевизором, компьютером, игровыми приставками и дворовыми интересами. Жестокость, сходящая с телеэкрана, порождает в детских душах цинизм и недоверие. Многие подростки под влиянием окружающей среды оказываются во власти наркотиков, спиртного, курения, вступают на путь преступности, попадают под влияние сект. Именно об этом шла речь на семинаре преподавателей основ православной культуры в гимназии г. Мичуринска в декабре 2006 г. Проведение таких семинаров становится традицией для педагогов нашей гимназии, которые охотно делятся опытом приобщения детей к православной культуре.

Творческой группой педагогов, в которую вошли учителя, преподаватели вузов, представители местного благочиния, была разработана концепция духовно-нравственного воспитания, апробируются авторские программы по дисциплинам курса "Православная культура", совершенствуется методическое сопровождение программ.

Предмет "Православная культура" преподается в гимназии с 5 по 8 класс уже 5-й год. В 2005/06 уч.году решением коллектива, при активном содействии Благочинного Мичуринского округа о.Алексия (Гирича), с благословения епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия дисциплины курса "Православная культура" введены факультативно с 1 по 11 классы. В курсе "Православная культура" преподаются такие дисциплины, как "Основы православной культуры" (Логунова Е.П., Попова Н.Ю.), "Библейская история" (о.Алексий Константинов), "Евангельская история" (о.Валерий Литвиненко), "Церковнославянский язык" (Яськова Л.Г.), "Православная история Тамбовского края", "История русской церкви" (Мантров С.В.), "Основы православного искусства" (Солопова С.В.), "Религии мира" (Мелехов Р.С.), "Основы литургической культуры" (о. Алексий Гирич), "Христианская нравственность" (Обносов В.Н.), "Православные мотивы в русской литературе" (Кукушкина С.К., Смагина Л.И.). Предметы курса знакомят учащихся с нравственными и духовными основами Православия, позволяют учащимся почувствовать уникальность и красоту отечественной культуры, постичь глубину нравственных исканий наших соотечественников. На уроках христианской нравственности дети учатся понимать, какую нравственную поддержку оказывала человеку православная вера, что значили для душевного устроения русского человека православные проповеди. Ведь большинство детей, да и их родителей не так много знают о христианском укладе жизни своих предков. На уроках истории религии дети знакомятся с различными конфессиями, с реальным многообразием религиозного мира. На уроках краеведения, факультатива "Православная история Тамбовского края" они убеждаются в том, что неотъемлемой частью национальной культуры является история Тамбовской епархии, красивейшие храмы родного Козлова-Мичуринска, большинство из которых были уничтожены в 30-е годы.

Формированию духовно-нравственных идеалов способствуют различные формы деятельности гимназистов. Важной составляющей образовательного процесса является научно-исследовательская работа учащихся, в рамках которой гимназисты занимаются изучением таких тем, как "История Тамбовской епархии", "Церковь в годы Великой Отечественной войны", "Православие как основа русского национального характера", "Государственные деятели, причисленные к лику святых", "Библейские сюжеты в русской литературе" и др.

Итогом работы учащихся являются их выступления на научно-практической конференции в рамках недели науки и творчества, завершающей цикл предметных недель в гимназии.

Активное участие гимназисты принимают в Рождественском и Пасхальном фестивалях Мичуринского благочиния.

Большой потенциал духовно-нравственного воспитания заложен в систему внеклассной работы: в гимназии накоплен опыт проведения тематических классных часов по циклам: "Духовные светочи России", "Святыни Родины", "Святоотеческие традиции в русской культуре", "Духовные искания русских писателей", "Храмы Козлова" и др.

Ежегодно проводятся декады педагогического мастерства, методические недели, педагогические чтения, семинары, где подводятся итоги научно-исследовательской деятельности педагогов гимназии. Темы теоретических исследований педагогов тесно связаны с концепцией духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций.

Преподаватели гимназии посещают курсы "Основ православной культуры", принимают участие в работе Международных Рождественских образовательных и Глинских чтений, в Богородице-Рождественских образовательных чтениях Центрального Федерального округа, в Питиримовских чтениях, проводимых Тамбовской епархией.

Неоценимое значение в духовно-нравственном воспитании детей приобретают занятия по Библейской истории, основам литургической культуры, которые проводят священнослужители Мичуринских храмов. Светская система образования и церковь взаимно дополняют друг друга, ограждая детей от зла и насилия. Мы можем и должны действовать сообща, но действовать мудро, взвешенно и тактично.

Открывая 14-е Рождественские образовательные чтения, святейший Патриарх Московский всея Руси Алексий II cказал: "Очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающего поколения".

Форм нашей совместной работы много, но наиболее эффективными, на наш взгляд, являются те, в которых органично сочетаются теоретические знания и практический опыт приобщения к святыням нашей Родины. Незаменимы с точки зрения краеведения паломнические поездки и экскурсии по историческим местам, в ходе которых дети знакомятся с культурой храмового богослужения, слушают беседы об истории храмов и монастырей, о чудотворных иконах, купаются в святых источниках. Учащиеся гимназии посетили Трегуляевский монастырь с источником святителя Питирима, Вознесенский женский монастырь, Задонский Рождество-Богородицкий (мужской) и Свято-Тихоновский Преображенский (женский) монастыри.

Большое впечатление на учащихся гимназии произвела паломническая поездка, организованная Благочинным Мичуринского округа о.Алексием (Гиричем) в дни зимних каникул 2007 г. Девяносто учащихся и учителей нашей гимназии смогли посетить Покровский женский монастырь в г.Москве, в котором покоятся мощи святой праведной Матроны Московской, Храм Христа Спасителя, а также праздничное представление у Рождественской елки, спектакль "Рождественская мистерия" в концертном комплексе "Космос".

Краеведческий подход в воспитании и образовании дает возможность составить образовательную программу не только с просветительской целью, но и с эмоционально-воспитательной направленностью. Знакомясь со святынями родного края, ребенок учится осознавать себя живущим в определенной культурной среде, поэтому в курсе "Православной культуры" краеведению отведено значительное место. Учащиеся гимназии являются победителямигородских олимпиад по краеведению,, успешно участвуют в регональных и всероссийсих конкурсах "Моя православная Родина".

Духовно-интеллектуальное поле в образовательном пространстве гимназии имеет четыре направления: этическое, интеллектуально-эстетическое, творческое, гражданско-патриотическое. Каждое направление имеет свою целевую программу и соответственно формы работы, способствующие развитию духовной личности учащихся, повышению воспитательного потенциала деятельности педагогического коллектива.

За годы работы в системе духовно-нравственного воспитания сложились определенные традиции, среди которых - выставки-конкурсы творческих работ учащихся, краеведческие чтения, мероприятия по православному календарю, работа театральной студии, руководителем которой на протяжении многих лет является Мысливец В.В.. Под его руководством участниками студии были поставлены спектакли по произведениям В.Быкова, К.Симонова, К.Паустовского, М.Лермонтова, по мотивам "Слова о полку Игореве", о жизненном подвиге преподобной великомученицы Елизаветы, театрализованные представления на библейские сюжеты "Вифлеемская звезда" и "Необыкновенная ночь".

Результативность функционирования системы духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры оценить сложно, однако, косвенные признаки ее воздействия налицо: в гимназии наблюдается рост общего уровня воспитанности, повышение поведенческой культуры, укрепление психического здоровья, значительное снижение уровня тревожности в классах.

Опыт преподавания дисциплин "Православной культуры" в гимназии показывает, что эти занятия способствуют установлению особенной духовной атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителей, учащихся и их родителей.

Показателем эффективности воспитательного процесса является сформированность творческой группы преподавателей-единомышленников, а также удовлетворенность учащихся, родителей благоприятным психологическим климатом гимназии. Мы рассматриваем организацию духовной деятельности школьников в контексте всей образовательной системы гимназии, её воспитательного пространства. При этом субъектом воспитания являются как педагоги, так и сами дети и их родители. Без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Работа с родителями не ограничивается проведением родительских собраний. Родители принимают активное участие в школьных праздниках, классных часах, паломнических поездках. Проведённое в гимназии анкетирование родителей свидетельствует о том, что большинство из них положительно относится к возможности изучения детьми курса "Православная культура". Педагоги гимназии надеются на взаимопонимание с родителями будущих первоклассников и всех кто пожелает учиться в нашей гимназии (прием детей в 1-11 классы продолжается).

Весной 2006 года нашей гимназии был присвоен статус региональной экспериментальной площадки по реализации проекта "Формирование системы духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры". Хочется надеяться, что наш опыт будет удачным. Как отметила в своём выступлении на одном из семинаров директор гимназии Кукушкина С.К., "наше начинание было бы невозможно осуществить без активного участия людей глубоко в этом заинтересованных, эрудированных, являющихся для своих учеников образцами высокой духовности и нравственности". Научные руководители региональной экспериментальной площадки проректор Тамбовской духовной семинарии Лозовскй А.Г. , зав.кафедрой управления функционированием образовательных систем ТОИПКРО Клемешова И.В, зав.отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии протоиерей о. Геннадий (Андреев), присутствующие на декабрьском семинаре в гимназии, высказали в адрес педагогического коллектива немало теплых слов одобрения, ими была дана высокая оценка деятельности коллектива по возрождению традиций русской православной педагогики.

Мы убеждены, что важнейшим условием реализации планов духовно-нравственного воспитания и образования детей является взаимодействие всех заинтересованных сторон во благо ребенка. В этой связи хотелось бы привести высказывание Владыки Феодосия, епископа Тамбовского и Мичуринского: "Сегодня мы все: государство, Церковь, средства массовой информации, школа, педагоги должны объединиться и работать над возрождением России, работать над повышением нравственности".

Татаринчик С.Н. - учитель гимназии