В 2006 году исполнилось 280 лет с того дня, когда в небольшой чулымской деревне открыл свои двери православный храм, а рядом расположилось прицерковное кладбище. В течение многих десятилетий Троицкая церковь была неотъемлемой частью культурной жизни района, а кладбище – «святой родительской землей». К сожалению, в настоящее время История храма забыта, а кладбище осквернено: на нем располагаются летняя эстрада и танцплощадка.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Обосновать ценность сохранения православных традиций на примере церкви и кладбища, привлечь внимание к необходимости уважения к нравственным ценностям наших предков.

ЗАДАЧИ
-изучить историю храма, прицерковного кладбища;
- разыскать коренных жителей, чьи родственники захоронены на этом кладбище;
- изучить общественное мнение по данному вопросу;
-выступить с предложением к местной администрации о воздвижении православного креста или часовни на месте бывшего храма.

До принятия христианства проживавшие в Зачулымье татары были язычниками. Крестил чулымцев в 1719-1720 годах митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский).
Для распространения среди «иноверцев» православной веры и усвоения ими христианских традиций однократного крещения было достаточно. Необходимо было в местах их проживания возводить церкви.
Одной из таких церквей стала Пышкинская Троицкая церковь, появившаяся в (Каргачинской (Пышкинской) волости. По данным перво¬майского краеведа П.А. Барсагаева, которые почерпнуты им в дореволюционной пpecce, она была построена в период с 22 января 1725 г. по 6 октября 1726 г.[8]. Исходя из этого, датой появления первой церкви на территории нашего района можно считать 1726 год.
С появлением в юртах Пышкинских русской православной церкви произошло важное изменение в статусе этого поселения: с XVIII века в России наличие церкви стало отличительным признаком села. Постройка храма привела к тому, что Пышкинское (ныне Первомайское) стало селом.

Первый Троицкий храм просуществовал несколько десятилетий. Известно, что в 1780 г. усилиями прихожан в селе построено другое здание церкви. В1858 г. это помещение было ветхим, и 16 февраля 1861 г. по благословению Преосвященнейшего Порфирия, епископа Томского и Семипалатинского, в Пышкинском заложили новую деревянную Троицкую церковь. В 1864 г. она была достроена верующими и освящена духовенством.
Хотелось бы верить, что со временем в Госархиве Томской области будут обнаружены чертежи или планы церкви и данные о самом строительстве. Вместе с письменными описаниями ее устройства и воспоминани¬ями первомайцев, как выглядел клуб (он располагался в бывшей церкви), они помогут лучше изучить историю духовного заведения.
Даже когда в Причулымье появились другие церкви, Пышкинская считалась одной из главных. В начале XX в. она была одним из немногих заведений в селе - местом духовного единения местного населения.
Неудивительно, что попытка комсомольцев сделать в 1929 г. в церкви клуб получила осуждение верующих людей. А непосредственное разрушение храма - ломка купола с крестом, снятие икон и другие действия атеистов были восприняты христианами не иначе как светопредставление и богохульство. По воспоминаниям одного из участников событий Родиона Андреевича Истигечева [10], храм был разграблен «летней ночью 1929 года». Отец и сын Шаранговичи сперва спилили деревянный купол церкви, но он не упал, а они не смогли его столкнуть. Тогда к кресту привязали веревку и дернули за нее, но купол и на этот раз удержался. Только большая ватага атеистов смогла его стянуть и обезглавить храм. Братья Шаранговичи имели печальную судьбу – оба трагически погибли при невыясненных обстоятельствах.
Было принято решение открыть в церковном здании клуб, уже вынесли из него в сторожку все имущество, но по селу шел ропот недовольства. Поэтому сразу устроить клуб не решились, и на время в помещение было засыпано льносемя. Но позже клуб все-таки был, а затем районная библиотека. К концу 1950-х годов церковь раскатали по бревнышку и на святом месте устроили стадион.
Одновременно с храмом было поругано и находившееся поблизости кладбище. Оно располагалось в живописной березовой роще, которую с Чулыма видно за несколько верст. Среди этих – то берез, на костях предков и устроили место увеселений для жителей села: постоянные и привозные киоски и ларьки по продаже пива и алкогольных напитков, танцевальную площадку, поближе к южному краю – летнюю концертную эстраду… Верхом духовного оскудения и безнравственности стало сооружение на могилах общественного туалета.
В мае 2006 года, работая над проектом «Обновление березовой рощи в селе Первомайское», исследовательская группа школьников клуба «Поиск» через газету обратилась к жителям района с просьбой высказать свои мнения, предложения по этому вопросу. Сам проект носил больше экологический характер – мы задумали обновить рощу, подсадив молодые саженцы. Но уже в ходе анкетирования, которое мы провели, обозначилась морально – этическая проблема: некоторые жители райцентра высказывались не только за обновление рощи, но и за изменение её статуса. Так житель нашего села Е. Гудаченко писал: «Я живу в Первомайском 17 лет и ни разу не слышал каких - то возмущений или возражений по этому поводу. Но ведь кладбище даже после закрытия остается кладбищем («святой родительской землей»). Наверняка еще живы те, чьи близкие покоятся там. Меня коробит, когда, зная, что здесь было кладбище, начинают новостройки. Разве нет больше места? А роща должна быть. Но это должна быть тихая роща, такое место, где можно было бы отдохнуть, подумать».[9] А вот, что говорила об этом коренная жительница села О. Степанова: «Нас воспитали иванами, не помнящими родства, все мы «кухонные патриоты» (пошумели в узком кругу, обсудили что – то и на этом дело закончилось), да и коренных жителей, чьи родственники покоятся на кладбище в роще, осталось очень мало. К их числу отношусь и я. В молодости родители говорили, что в роще было кладбище, помню я и здание церкви, правда, уже как клуб. О том, что там похоронена родная бабушка, мама моего отца Пелагея Антоновна Истигечева, я узнала уже будучи взрослой: отец в день Святой Троицы повел нас в рощу и показал березу, под которой была могила его матери. Думаю, есть там и могилы прадедов, только я об этом не знаю. В настоящее время стараюсь на праздники в рощу не ходить. Мне стыдно, что мы, русские, так относимся к своим святыням. Роща должна быть, только нужно убрать из нее танцплощадку и летнюю эстраду. Это нужно не мертвым – это нужно живым».[13]

Церковь на кладбище – святое место. Исконно наши предки строили Божий дом там, где находили вечный покой. И эти Церкви, и эти кладбища всегда были тем местом, где вечно жила память нашего православного народа.
Для каждого человека память – стержень жизни. Православная Церковь учит нас помнить своих предков, почитать их, учиться у них крепости веры, сверять свои дела с их делами и поступками. Вера – это то, что отличает нас от всех других, вера – это дар Божий, данный нам во спасение. Но какая же вера у людей, которые устроили на месте кладбища танцплощадку? Что двигало этими людьми, когда они послали экскаватор на разорение наших святынь? Что могло их заставить вырвать останки православных людей железным ковшом из земли и выбросить на свалку? Где теперь искать прах моих предков?
По сохранившимся в архиве церковным книгам мне удалось установить, что на этом кладбище в 1914 году был захоронен и мой далекий предок Евгений Поликарпович Куликов, умерший в возрасте 85 л.[1] В списке захороненных здесь встречаются фамилии людей, потомки которых сейчас живут в нашем селе и, ничего не зная об этом (так же как и я совсем недавно), ходят на танцы и всевозможные увеселительные мероприятия на могилы своих предков.
«Благодать на святом месте будет пребывать до тех пор, пока будут почитаться просиявшие в нем праведники и святые.» (прп. Варсонофий Оптинский).

Общеизвестно, что кресты в России вплоть до конца XIX века воздвигались во славу Господа на местах сгоревших церквей и при святых источниках. Были кресты поклонные, на въездах в города, села, при подъезде к монастырям. Были кресты обетные и кресты – ориентиры для путников и моряков. Для многих крест ассоциируется с плохим (так уж повелось, что кресты на могилах и кресты на дорогах делают свое дело). Нет, Крест – символ Воскресения, символ жизни вечной, он защищает нас от сил зла, оберегает нас и нашу землю.
Обозначить место, где была раньше церковь – надо. Но каким образом? По данному вопросу мною было проведено анкетирование среди школьников старших классов, педагогов и местного населения, в результате которого мнения разделились:
48% опрошенных считают, что на месте разрушенного храма нужно поставить большой православный крест. Один крест на сотни людей, захороненных на этом кладбище за многие годы существования села. 50% опрошенных считают, что часовня выглядела бы уместней и не вызывала бы ненужных ассоциаций, ведь в селе живут не только верующие. И только 2% считают, что все нужно оставить без изменений.
В данной работе я попыталась представить 280 – летнюю историю существования Пышкинской Троицкой церкви до момента её разрушения, проследить судьбу прицерковного кладбища, исследовать архивные материалы по этим вопросам, изучить общественное мнение. Изучив литературу, я поняла, что в этом направлении ребята центра Образования № 109 г. Москвы «Зюйд-Вест» уже плодотворно работают. Надеюсь, что выступив на районной конференции найду себе сподвижников, ребят из других сел района.
Изготовление и установка православного креста – это очень ответственное дело. Его нельзя сводить к «культурному мероприятию». Установка православного креста – это вступление в битву с Силами Зла и помощь Ангелу, присутствующему на месте каждого из разрушенных храмов. Это одновременно и помощь России, поскольку каждый из действующих храмов помогает нашей Родине, а разрушение храмов – это смертный грех наших предков, за который расплачиваются и потомки.[12]

ЛИТЕРАТУРА
1. ГАТО ф.76. оп.1. д. 103. л. 35
2. ГАТО ф.76. оп.1. д. 103. л. 81
3. ГАТО ф.76. оп.1. д. 103. л. 94
4. ГАТО ф.76. оп.1. д. 104. л. 62
5. ГАТО ф.170. оп.1. д.4. л. 39, 40, 42.
6. ГАТО ф.170. оп.1. д.2906. л. 5 – 6.
7. Томские губернские ведомости. № 10, 11, 14.- 11, 18 марта, 15 апреля 1866 года
8. Барсагаев П. Людовик XIII, король Франции и Наварры, и Балагачевская княгиня. Томск, 1996 г. ч. 1. с.80. 1998 г. ч.2. с.72
9. Гудаченко Е. Роща должна быть // Заветы Ильича. № 36. 10 мая 2006г.
10. Истигечев А. За годы Советской власти // Заветы Ильича. № 78. 30 июня 1987 г.с. 2
11. Мартыненко Ю. Самая первая церковь в районе // Заветы Ильича. № 1. 6 января 2007г.
12. Птицын В. Проектирование и изготовление православных крестов // Школьные технологии. № 2. 2006г.
13. Степанова О. Еще раз о березовой роще // Заветы Ильича. № 40. 24 мая 2006г.



Русь Святая