"Моршанск православный" |
||||
Проект
СОШ№1 г.Моршанска
Команда "Шаровцы" |
||||
На главную О храмах города Проект восстановления О нас |
История нашего родного края.
"От села Морши до православного города Моршанска."
В начале необычной летописи села Морши, составленной диаконом Тимофеем.Этот незаурядный человек, около девяти десятков лет проживший, много времени, труда и любви вложил в составление истории села Морши. «Летопись», представлявшая собой тетрадь, на обратной стороне которой был нарисован план сел Морши и Базиево, реки Цны, притоков и лесных чащей, хранилась в архивах Никольской церкви г. Моршанска, потом - в библиотеке протоиерея той же церкви Д.Лебедянского. Позднее она перешла к диакону Вознесенской церкви Николаю Алексеевичу Боголюбскому, который переложил ее на современный ему русский язык и сделал машинописную копию. Боголюбский дополнил труд диакона Тимофея своими заметками о Моршанске XIX-начала ХХ века, его хозяйственной и культурной жизни, снабдив в качестве иллюстраций полутора десятками, если не больше, открыток с видами Моршанска того времени. После революции оригинал «Летописи» потерялся, и где она сейчас, никому неизвестно. А машинописная копия «Летописи» с дополнениями Н.А.Боголюбского хранилась у его дочери Надежды Николаевны Боголюбской.
Как появилось поселение , названное Моршей.
«Об этом поведано дедами отцов и пращурами, но в каких годах это было, остается неизвестным. На том месте, где ныне Морша, не было какого-либо селения, а жили люди в вырытых погребах и ямах, как звери. Они не были христианами, а поклонялись идолам и приносили им в жертву рыб и животных. Идол их назывался Чура. Он был сделан из дерева, имел голову наподобие зверя и шесть рук. Все те, которые поклонялись ему, назывались чураями. В некий год пришел из Яблоневой пустыни монах Симеон и поселился там, и вначале не было препятствий от чураев. Но когда Симеон начал толковать о суетной вере их со старцем их? жрецом Моршем, последний стал гнать этого монаха, видя в нем врага. Другие же, более благоразумные, не принимали участия в изгнании Симеона. В одну ночь Морш едва ли не до смерти избил Симеона, на другой день все жители, узнавши об этом, очень жалели потерпевшего. Морш же внезапно упал на землю и в сильных судорогах тут же скончался. С этого времени тридцать человек жителей решили сжечь Чурая и сами крестились у Симеона. Место же это впоследствии стало называться Моршей».
Как во всяком предании здесь отражены и подлинные события, и народные легенды. Так, село Морша в письменных источниках упоминается с 1623 г . Разумеется, село возникло раньше. С XIV в. известна и Яблонева пустынь (внештатный монастырь.), которая в 1542 г . была разгромлена татарами и восстановлена в 1621 г . как Троицкий мужской монастырь, находившийся в 20 км от г. Лебедяни в Липецкой области. Не исключено, что именно в 1542 году монах Яблоневой пустыни Симеон, спасаясь от татар, оказался на берегах р. Цны у чураев. Но он мог прийти к ним и раньше - с целью проповедания христианства среди мордвы, однако и не позже. В 1621 г ., когда возродился монастырь, Морша была уже русским селом. Что касается происхождения названия села - Морша - от имени жреца чураев, этот факт, скорее, из области народных легенд.
Что находилось вокруг Морши до 1630 года
«Отцы и деды рассказывали: в свободные времена (вольные, не крепостные.) наше село было окружено водами с четырех сторон. Протекали три Ряслы. Одна, находящаяся под горой, идущая полукругом, служила границей на западе. Другая отделяла село от слободы Базиева, а третья текла посреди села с севера на юг. Все три впадали в Цну. Верховья тех Рясл были покрыты чернолесьем со множеством болот и трясин. Некоторые водные источники с ключами зимой не замерзали, дикие утки оставались здесь на зиму. А за Цной на восточной стороне - сосновый бор и хвойный лес, в котором много медведей и других зверей. На юг к лесу два протока, Брусничный и Клюквенный, вытекавшие дугообразно из рукава Цны. Берега их были покрыты тростниками. В этой местности было много волчьих ям, называемых логовами. Дикий, неумолкаемый вой не переставал и среди дня. Чтобы миновать опасность, обозы объезжали это место. Путешествующие перед отправлением в путь служили молебны об избавлении от сей опасности. Путь к городу Шацку лежал вдоль средней Ряслы прямо в гору, между болот и озер, на Алгасов починок. Правее шел путь на Чернеев монастырь к Мутасьеву двору также с немалыми опасностями».
О каком же времени рассказывали отцы и деды? Если исходить из того, что Алгасово было починком, а Мутасьево - двором, учитывая, что Алгасово в 1636 г . стало селом, то, полагаю, речь идет о начале XVII века.
О новых поселенцах-болдырях и разбойном нападении татар
«В каких годах - неизвестно, но пришли на Моршево пристанище к чураям болдыри, жители с берегов Волги, и стали ловить рыбу в реках, а волков и лис ловить при помощи ям; белок же, живущих в дуплах дерев, ловили с помощью силков-капканов. Жили они дружно, в духе согласия и любви. В Морше болдырей осталось трое на житие, а остальные ушли и снова сюда возвратились, приехавши с женами, детьми, привезли на 12 лошадях разного домашнего имущества. Построили они себе шесть домов, а весной устроили и чураям 12 домов, но меньших.
Таким образом, на месте, где скончался языческий жрец Морша, начали жить христиане. Как-то летом, увидев на дорогах татар, скрылись они в глубине леса, забрав все, что можно, а собак убили, чтобы татары не услышали их лая. Татары в оставленном селении отдыхали пять дней и ушли, поджегши три дома».
Приход болдырей на реку Цну - вполне реальное событие. Болдырями в Астраханском крае, в Оренбуржье, да и в наших краях, называли потомков от русских отцов и матерей-калмычек, татарок и женщин др. тюркских народов. Почему бы какой-то группе болдырей по тем или иным причинам не перейти с Волги на реку Цну? Что касается появления татар, то их набеги на южные пределы Русского государства в XVI-XVII вв. были обычным явлением.
Предание о Бараше-разбойнике и чародее
«На берегу Ряслы, что при склоне горы, был всем известный дуб, называемый «душегуб», так как на нем погибло восемнадцать человек, некоторые погибли через повешение, другие умерли иною смертью. Там, где земля просела, была глубокая яма, из которой временами слышался сильный гул. По рассказам людей сохранилось такое предание: в этом месте жил разбойник Бараш, который своим волшебством и чародейством всегда избегал преследования, и невозможно было его изловить, так как он и большому числу людей не давал себя схватить. Когда же пришло время смерти, он приготовил костер, зажег его и сам себя сжег. В яме же, под корнями деревьев, находился большой клад золота и серебра, но никто из людей не осмеливался приблизиться к этому месту. В одну ночь молния зажгла это место; дуб повалился в Ряслу, яма наполнилась водой. Ныне же никто указать не может это место».
Так оно и есть, только местность ту стали называть Барашевым станом. Что же касается достоверности преданий, записанных диаконом Тимофеем и уходящих корнями в XVI век, могу сказать, все предания, как правило, являются отзвуками каких-то конкретных событий.
«Летопись» содержит фамилии и имена жителей Морши в XVIII в.: Барашов Петр, Бородин Яков, Гусев Семен, Добычины Елисей и Петр; Дубинины Аким и Павел; Ерохины Захар, Петр и Семен; Жариковы Василий и Константин; Золотовы Сидор и Семен; Зимины Иван и Лукьян, Забозлаев Иван, Платицыны Федор и Захар... «Кто жители были до 1600 года, то о них никто не рассказал», - написано в заключении списка.
Храмы в Морше и Базиеве с их приходами
«Храм в селе Морше один, деревянный, из соснового леса, покрыт тесом, с притвором и папертью. Колокольня также из соснового леса, но кресты железные. Храм во имя Св. Николая Чудотворца. Священников два с дьячками, пономарями и церковным старостой. Душ мужского пола 320 (в приходе.). Сена, даваемого прихожанами духовенству, 100 копен, леса 200 деревьев и для ловли рыбы давалось право ловить в семи затонах. Выделялось также самой лучшей земли на 12 лошадей.
Храм в Базиеве один, дубового леса, покрыт тесом, с папертью. Колокольня не отделена, дубового леса, но кресты железные на обоих. Храм во имя Св. Николая Угодника Божия. Священник один, один дьякон, пономарь и церковный староста. Душ мужского пола 140. Сена отпускалось духовенству 50 копен, леса 150 деревьев, земли на 15 лошадей и дано право ловить рыбу в 6 затонах. Всех же в селах Морше и Базиеве священников с дьячками, пономарями, с их женами и детьми 29 человек. Из жителей, умеющих читать по книге, 12 человек, но из них умеющих писать и разбирать написанное - 9 человек. Ратных людей 20 человек, стрельцов с Шацкого крепостного вала и острога - 4. Дворов на Барашевом притоне - три, дворы вестовых и конников также на Барашевом притоне».
Эта запись в пояснениях не нуждается. К сожалению, не указан год, хотя приведенные данные взяты из какого-то письменного источника.
О знамении небесном в 1640 году
(По рассказам людей, называемых верными и честными)
«В 1640 году 1 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы при вечернем заходе солнца, лишь только нужно было солнцу закатиться, небо вдруг вспыхнуло, и явились очень высокие огненные столбы, которые не стояли на одном месте, но постоянно двигались во все стороны. И вот жители всю ночь молились Богу, чтобы он избавил их от наказания, находившего на них. В полночь явилась на небе радуга, освещаемая многими лучами, и облака с такой силой неслись, как бы их гнало вихрем. Все плакали и с большим рыданием и слезами обращались к Богородице, чтобы покрыла их своим честным омофором (часть архиерейского облачения.) Столбы же изменились цветом: из багряных делались белыми как солома, и это продолжалось до утра. Потом понемногу все пришло в прежний вид».
Описано редкое явление в средней полосе России - северное сияние. Подобное в наших местах наблюдалось мною во 2-й половине 50-х годов XX в. Для живущих в XVII-XVIII вв., не наблюдавших и не слышавших о таком явлении природы, это было «знамением небесным» о наказании Божием.
Пожар
«В 1766 году был на нас гнев Божий: загорелся дом Болдырев. Был сильный ветер, и огонь пожег едва не все дома, сгорел и храм Божий. Люди скорбели, как гнев небесный распростерся на святыню и, собравшись, решили больше позаботиться о доме Божием, чем о своих домах, положить конец печалям и купить деревянный храм из соседнего прихода Св. Николая, где был возведен каменный храм. Священник о. Кондрат пошел в Тамбов к епископу просить благословения. Архиерей Феодосий благословил грамотой. Жертвовали на это всем селом много, а уплачивать за храм нужно было в разные сроки за поручительством Копейкиных. Священники села Морши сильно сердились (на барашенцев.), имея намерения стеснить нас. Итак, милостью Божией храм был перевезен в слободу Барашеву. Место этого храма третье. В том же году по благословению епископа Феодосия был освящен сей храм для богослужения, молитвы и спасения нас, грешных. Освящал его отец Кондрат. С помощью Божией и мы, дети Его, имели к зиме свой храм и избежали потребнейшей нужды».
О разбойничьих пристанищах на берегах Ряслы
«На первом гоне (расстояние, которое проходит лошадь без остановки на кормление, примерно 35- 55 км .) от Морши к селу Алгасову бродят воры-разбойники и учиняют всякого рода насилия, так что даже людям в больших артелях невозможно ехать. 16 июня землянки разбойников обнаружены в устье Кашмы числом более десяти и воришек до семидесяти вокруг костра. Охочие люди (добровольцы.) бегством спаслись от мушкетной пальбы, и только ночной мрак заставил разбойников прекратить погоню.
В день пророка Божия Ильи жители сел Морши, Алгасова и Мутасьева выходили на облаву числом 370 человек. На Рясле в овраге поймали атамана по прозвищу Умолот. Дорогой Умолот удавился. Денег отобрано 700 рублей. С того дня овраг Умолотовым зовется. На Кашме разбойников ловили с воеводскими людьми. Кроме трех взятых раненых, все разбежались».
События середины или второй половины XVII века: разбойники вооружены мушкетами, а три села сумели выставить почти четыре сотни добровольцев для ловли разбойников, чего не могло быть в начале века. Как свидетельствует тамбовский краевед И.И.Дубасов, XVII и XVIII века на Руси славились разбойниками.
Село Морша становится городом
«1779 год. Повелением императрицы Екатерины село Морша стало именоваться городом. По плану улицы должны быть прямыми. Поместья некоторых занимали произволом. Город обведен был глубоким рвом по причине течения Рясл. Средняя Рясла заставила много над собою трудиться, чтобы крепко уравнять площадь. Мужчины, женщины и дети с лошадьми работали пять месяцев над ней. Много потребовалось песку, хвои и земли, чтобы крепко уравнять как следует. Там, где был лес, делали просеки для свободного пространства. Были указаны места, где находиться присутственным судам. При церквах оставлены площади для городской торговли. Представитель власти от посадских.) именовался головою. Избранный из всех и всеми Петр Тихонов, человек очень добрый, не позволявший себе изменить власти. Лес не воспрещено было рубить и распиливать на доски. Бедных, по повелению императрицы, приказано не только в чем-либо не принуждать, но стараться больше оказывать им помощи во всем. В том же, 1779 году сгорели лесопилка и бумажная фабрика. Поджог учинил Яшка Забозлаев, бежавший вор. Заключенный в колоды, увезен был в Тамбов для допроса к наместнику Салтыкову, открывавшему город Моршанск. В 1781 году в Моршанске открылось училище для мальчиков. Набирали в училище силой, при великом плаче матерей. Отцов стыдили и всячески понуждали. Учителей было трое: священник, учитель грамоты (граматарь) и учитель арифметики (чиферный).
9 сентября 1796 года прибыл в Моршанск наместник Державин, ученый муж. При его въезде в город стряпчий велел звонить в колокола, думая угодить начальству, но вместо того был отстранен от службы.
12 сентября из десяти семейств крестьян поселка Малой Морши, переселившихся прошлый год в Моршанск, восемь записались в городское население нового города, получив на это грамоты.
6 октября в день апостола Фомы была несказанно великая буря: померк свет, наступила тьма, как ночью. Земля, деревья, доски, все это было поднято вихрем. Страх напал на всех. И поднялся великий плач, вопль и крик. Никто не видел никогда подобного. Снесены были все крыши на домах, а в Барашеве на нашем храме Николы крест и глава наклонились.
В этот же день загорелась Смесова салотопня, что в бору, где в большом количестве находилось сало. Жертвою огня сделался и лес на корню, который горел три недели. Огонь по корням деревьев ушел в землю и там горел до Крещения. Многие удивлялись, что из-под снега идет дым.
В 1795 году на село Моршанского пригорода, что у села Базиева, пришел человек Божий, назвавшийся Васькой. Посты соблюдал исправно, в церковь ходил охотно, всякому нуждавшемуся помощь оказывал. Каждому думалось: такого человека приютить надо и оказать любовь. 14 сентября в день Воздвижения Честного креста Господня похитил он в храме Николы Угодника Божия деньги медные, был уличен и посажен сотником в колоды При обыске в мешке и котомке его были найдены: дискос чаша, святая звезда и пятьсот рублей в разных местах. Присланный из Приказа допросил его. Васька под пыткой сознался в одном убийстве, в краже денег из церкви, а также рассказал, из какой церкви похитил святые сосуды. В сопровождении 15 верховных людей был увезен в тюрьму».
О чем еще сообщала летопись
«В 1670 году жители села Морши были приглашены для охраны Чернеева монастыря (в 18 км от Шацка Рязанской области) за денежную плату золотом. В монастырь ушло 120 ратников».
«В 1688 году в Барашеве умер священник Герасим, отличавшийся как чрезвычайной добротой, так и другими, только ему свойственными пастырскими достоинствами. Похоронили его у алтаря его церкви, так как там он молил Господа».
«По приказу царя стольник в 1693 году в присутствии десятника, сотника и всех жителей запретил рубить лес. Крест целовали, что за рекой, кроме просек леса, рубить по пять деревьев на лошадь. Не запрещалось рубить лес по берегам Рясл, в огородах и на улицах. Все это под страхом лишения имущества и скота и ссылки на бессменные работы. С печалью немалою рубить перестали».
В эти же годы было указание: «Рыбу по рекам Цне и Кашме надлежит ловить неводом, крючками, бреденьем и другими способами. Но отравлять каким-либо зельем или немецким орехом леща, язя, плотву и других рыб воспрещается, потому что на это дали великое обещание, да и неразумно сие».
«В 1770 году в село Моршу были привезены бумажные деньги. Немало дивились многие, что не мнится, но в самом деле они, как медь, серебро и золото, имеют значение пяти и десяти рублей». «В 1775 году Господь уродил хлеба такое изобилие, что не могли перевезти его на гумно, много осталось в копнах. Цена на него стала копейку за меру (в XVIII веке - 6 пудов.)